Ученица. Время героев, обычно ты кажешься прошлым: Главные битвы приходят из книг и кино, Главные даты отлиты в газетные строки, Главные судьбы историей стали давно. Ученик. Время героев, по самому высшему праву, Ты подарило далеким и близким годам Доблесть, и славу, и долгую добрую память. Время героев, а что ты оставило нам? Ученица. Ты нам оставило ясное небо Отчизны, Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе, Ты нам оставило самое главное в жизни — Радость работы на мирной, счастливой земле.
Звучит песня о Родине.
Ведущий. Дорогие друзья и преподаватели школы, уважаемые гости. Сегодня у нас с вами и всех жителей России большой праздник — День защитника Отечества! Поздравляем Вас! Этот праздник непосредственно связан с историей нашего государства, нашего народа, и поэтому мы предлагаем всем сегодня еще раз перелистать страницы нашей истории и в очередной раз убедиться, как самоотверженно защищали Отечество наши далекие и не очень далекие предки. Ученица. Живем мы посреди большой России, Средь городов, лесов, озер, полей, И есть у нас, когда бы нас спросили, Меч для врага, объятья для друзей! Нам Родину завещано любить И сердцем отовсюду к ней тянуться, Не перервать связующую нить — И нам порой так нужно оглянуться...
Звучит старинная русская музыка и на ее фоне продолжается чтение.
Ученик. Русь моя, любимая Русь! Смотрю на тебя, безбрежную, То лиственную, то снежную, Смотрю и не насмотрюсь. Величаю тебя опять, Дорогая земля былинная, — Славлю каждую высь и пядь, - Любуюсь полями, долинами. Славлю каждую тропку твою, Славлю раннюю зорьку каждую, С неустанной душевной жаждою Светлый стих из ромашек вью... Ведущий. Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения... и прошлое «оживет» перед вашими глазами. Ученица. Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле, светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на своей земле от зари до зари и слагали о ней песни... водили хороводы...
Исполняется русская народная песня (или звучит запись).
Ученик. Да, хороши наши русские песни, Однако предки наши умели не только песни петь, но и землю свою от ворогов защищать, а их-то у нашего народа было немало. Ученик. Представим себе год 1237. Монгольский хан Батый собрал огромную армию и перешел Волгу. Захвачены и разорены многие русские города и поселения (Рязань, Владимир, Киев). Несколько веков подряд Русь была порабощена Золотой Ордой. Долгим и мучительным было время монголо-татарского ига, и потому чтит наш народ тех безвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом. Вопрос: Кто из присутствующих может назвать дату Куликовской битвы? Ответ: 1380 год. Ученица. Чем старше ты, матушка Русь, Тем все больше глядишь моложавою, Счастлив я, что с такою державою В самом близком родстве нахожусь. Ученик. Пока монгольский хан Батый собирал на юго-востоке свою армию, шведские и немецкие феодалы на севере тоже решили захватить наши прекрасные русские земли, Однако им это не удалось. Молодой князь Александр Ярославович в 1240 году сокрушил шведов на реке Неве, за это его и прозвали Александром Невским, а через два года — 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, где были разбиты и немецкие рыцари.
На экране — фрагмент к/ф «Александр Невский».
Ученик. А теперь представим себе XVI век. Был у нас такой царь Иван Васильевич. За суровый нрав прозвали его Грозным. (Демонстрируется иллюстрация с изображением Ивана Грозного). Однако история не умалчивает того факта, что вся политика Ивана IV Грозного была направлена на то, чтобы укрепить границы нашего государства, получить выход в Балтийское море. Но задача эта была непростой, и решена она была только при Петре I (демонстрируется его портрет).
На экране — фрагмент к/ф «Россия молодая», или «Северная война».
Ученица. Не только к Балтийскому, но и к Черному морю получила Россия выход при Петре I
Звучит музыка.
Ученик. Перевернем еще одну страницу нашей Российской истории. Год 1812... К этому времени Россия стала уже могущественным государством. Имена многих наших соотечественников прославили мировую культуру: Ломоносов, Радищев, Кулибин, Фонвизин, Боровиковский, Левицкий, Баженов и др. К нам стали приезжать и европейские деятели искусства.
Звучит музыкальное произведение XIX века (желательно на скрипке или фортепьяно), если нет — фонограмма.
Ученица. Все было бы хорошо, однако 12 июня 1812 года император Франции Наполеон во главе своей 600-тысячной армии напал на Россию. Началась Отечественная война, началась всенародная освободительная борьба... Однако Россия могла тогда противопоставить Франции только 230 тысяч человек. Вопрос: Какое самое знаменитое сражение произошло в период Отечественной войны 1812 года? Ответ: Это было Бородинское сражение — 26 августа 1812 года. В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132 тысячи человек, а у врага — 135 тысяч. Бородинское сражение было решающим в период войны 1812 года и через некоторое время Наполеон, уже возомнивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел свою армию из России.
Чтец читает отрывок из стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова.
Ученик. От войны 1812 года до Великой Отечественной войны 1941—1945 годов страна наша пережила много всяких испытаний. Это были годы великих свершений, переворотов, открытий и достижений. Однако все испытания померкли перед новым всенародным горем, которое обрушилось на мирных людей неожиданно.
Звучит светлая инструментальная музыка и на ее фоне читаются стихи.
Ученица. Была жизнь прекраснее летнего вечера, Ясноглаза, светлолоба, Прелестью облика человечьего - Гляди на нее, да любуйся в оба! Была жизнь прочна и богата: С затылка до пят — золотой водопад, Без примеси суррогата! Были матчи футбольные яростными, Нежнейшие ноты выстраивал Ойстрах. Бойченко ставил рекорды брассом. Вся жизнь простиралась чудесным рассказом! И радости эти живили всем чувства, И жить помогали и спорт, и искусство! Заводы росли, а люди мужали, И Северный полюс перелетали! И Волгу с Москвой, обменявшись грузами, Связали удобными, прочными узами! Была жизнь, прекраснее летнего вечера, Ясноглаза, светлолоба, Прелестью облика человечьего — Смотри на нее, да любуйся в оба! Музыка постепенно стихает. Ведущий. А по ту сторону границы обыкновенный фашизм заливал кровью Европу, насаждая «новый порядок»: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия. Падение Парижа потрясло мир! Фашисты грабили Европу, жгли и уничтожали города. Военная мощь армии Адольфа Гитлера невиданно возрастала, и вскоре ее острие оказалось направленным на нашу страну...
Включается 7-я симфония Шостаковича, которая затем сопровождает следующий текст. Завтра рощ испугаются птицы, Завтра птиц не признают леса... Это все только завтра случится, Через 24 часа... Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки, А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывая люки... Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось... Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось...
Чтецы (продолжают). Шли на фронт от мала до велика. Шли вчерашние школьники, почти такие же мальчишки и девчонки, как мы!.. Она. Я ушла из детства В грязную теплушку, В эшелон пехоты, В санитарный взвод. Дальние разрывы Слушал и не слушал Ко всему привыкший 41-й год! Он. 41-й — он был жестоким, Чтобы вражеский смять размах, Шли мальчишки, зажав винтовки В неумелых еще руках! Она. Качается рожь не сжатая, Шагают бойцы по ней, Шагаем и мы — девчата, Похожие на парней! Нет, то горят не хаты — То юность моя в огне. Идут по войне девчата, Похожие на парней! Он. Сороковые, роковые, Военные и фронтовые! Где перестуки эшелонные И извещенья похоронные! Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с Запада к Востоку... Она. Как это было, как совпало — Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало, И лишь потом во мне очнулось! Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые!..
3 Друзья, в этот великий ратный праздник мы не можем не вспомнить тех бессмертных героев, что отдали свою жизнь за свободу, честь и независимость нашей Родины! Вечная им слава! Никто не забыт и ничто не забыто! Давайте же почтим их светлую память минутой молчания. Всем встать! Минута молчания. Ведущий. Самые тяжёлые испытания прошли те солдаты, которые видели настоящие бои, и не просто настоящие бои, а те, в которых они защищали нашу родину. Песня Чем меньше остаётся живых свидетелей прошлого, тем больше становится наша всенародная забота о его сохранении в вечной памяти благодарных потомков. В ходе Великой Отечественной войны советские воины проявили мужество, беззаветную преданность Родине, народу, массовый героизм. Среди них есть и наши земляки. В Ленинградском районе осталось мало живых свидетелей тех ужасных дней. Один из них Косяков Илья Михайлович. Наш ветеран – наша гордость. 1 Косяков Илья Михайлович родился 4 августа 1922 года. В 19 лет 16 октября 1941 года Илью Михайловича мобилизовали на фронт. Сначала молодой солдат был направлен в учебную часть, где он изучал военное ремесло. Первое боевое крещение Илья Михайлович получил в 1942 году под Липецком, а потом была Курская дуга. Воевал он в 692 артиллерийском полку 240 стрелковой дивизии на 2-м Украинском фронте. После тяжёлых боёв на Курской дуге, когда произошёл коренной перелом в Великой Отечественной войне, их полк участвовал в освобождении Украины. На всю жизнь остались впечатления у ветерана о том, когда они в 1943 году изгоняли фашистов из Киева. 2 Илья Михайлович рассказывает, что их дивизион «катюш» сравнял с землёй места дислокации фашистских войск. Практически всё мирное население к этому времени покинуло столицу Украины, и после разгрома захватчиков возвращалось в свои дома, люди благодарили освободителей, смеялись и плакали одновременно. Велика радость возвращения и в тоже время велика была и горечь потерь. Родина высоко оценила массовый героизм, проявленный воинами в битве за Днепр и в сражении за Киев. Воина наградили медалью «За отвагу». 1 С особым воодушевлением ветеран войны вспоминает неожиданную встречу с маршалом Г.К. Жуковым, а произошло это уже после взятия Киева и форсирования Днепра. Илья Михайлович рассказывает, что народный герой был прост в общении с обычными солдатами и в то же время строг и дисциплинирован сам и требовал этого от подчинённых. В 1944 году 16 октября при освобождении Румынии наш земляк-ветеран был тяжело ранен в голову, потерял глаз и был госпитализирован. Операции и лечение проходили уже на родине, в городе Ростове-на-Дону, а затем в Баку. В течение года, врачи боролись за его жизнь. 2 осколка в голове, осколки в суставах до сих пор напоминают Илье Михайловичу о той страшной войне. 2 В 1945 году в январе месяце он демобилизовался. Отполыхали огненные смерчи великой Отечественной войны, успокоилась искорёженная, вздымленная земля, наступил долгожданный мир…. 1946 год стал особенным в жизни ветерана, он встретил Марью Егоровну, свою будущую жену, с которой он прожил 66 лет. Послевоенное время было трудным, но Илья Михайлович, будучи инвалидом 2 группы начал работать. 47 лет он был банковским работником, позднее получил первую группу инвалидности. Сейчас Илья Михайлович живёт с Марьей Егоровной в собственном доме, имеет троих детей, шестерых внуков, четверых правнуков. По-прежнему трудолюбив, ведёт домашнее хозяйство, полон сил и энергии. 1. Илья Михайлович хочет, чтобы наши современники и потомки тех, кто отдал свои жизни за честь и независимость своей Родины, кто не жалел сил для того, чтобы приблизить желанный день Победы, свято чтили память героических борцов против фашизма. И желает им, чтобы они брали пример со старшего поколения, равнялись на подвиги дедов, любили свою Родину и защищали. Балладу о ветеране войны, написанную когда-то Илье Михайловичу боевым командиром Виктором Александровым, он посвящает нынешнему поколению. Уходят дни, уходят годы, одолевают нас невзгоды. И нет, порою, ни минуты распутать жизненные путы. Но как бы не было нам трудно, и как бы не жили мы скудно Забыть не может наша память, как над рейхстагом взвилось Знамя От Сталинграда и до Волги путь фронтовой был очень долгий Но начинался он с границы, с кровавой утренней зарницы, Под гром грохочущих орудий не забывайте день тот, люди! Пусть затрепещет сердце снова в день нашей памяти суровой Пусть встанут павшие солдаты: и рядовые, и комбаты… И пусть в глаза взглянут погибшим, когда-то вместе с нами жившим И президент, и депутаты, и все иные демократы, И вся элита, что у власти, и богачи различной масти, И коммерсанты, и торговцы, в карман гребущие червонцы Посмотрят честно и без барства, без лести, лжи и без коварства В четыре года фронтовые, когда мы были молодые Когда мы жизни не жалели, в боях и пламени седели Несли неслыханные беды во имя мира и Победы Быть может, все же пробудится в сердцах элиты та зарница, И совесть им подскажет снова непритязательное слово: Простое русское «Спасибо», оно как свет, оно, как глыба, В нем доброта и честь солдата, врага разбившего когда-то В нем, та далекая Победа, душа его тем днем согрета Оно и нынче людям светит, ее чтут взрослые и дети Так протяните же вы руку солдату той войны, как другу Теплом согрейте ветерана, чтоб, наконец, утихли раны Чтоб был окутан он по праву заботой и народной славой Чтоб все гордились: ради жизни служил достойно он Отчизне.
1. Но и по сей день Россия славится хорошим вооружением и отличной боевой подготовкой своих солдат. 2. В осенью прошлого года много парней, выпускников нашей школы оказались призывниками, и сейчас с честью служат на защите родины. Это….. Песня Их повседневную жизнь мы представляем именно так. Сценка - Рядовой Коркин, почему я ещё не закончил команду, а вы уже её выполняете? - Всё делаю так, как вы учили, товарищ прапорщик: выполняю команду с полуслова! - А вы почему опоздали на построение, рядовой Куценко? - Потому, что все построились до того, как я пришёл. 2.Один солдат говорит другому: - Знаешь, я видел отличный сон. - Какой же? - Мне приснилось, будто я не смог заплатить за проживание в казарме, меня выселили из неё, и я вернулся домой... Сценка Прапорщик построил роту и объявил: - То, что я вам сообщу, обрадует и расстроит одновременно. Сперва радостная весть. Сегодня на ротной тренировке к марш-броску темп будет задавать рядовой Мундштуков. 2 Все радостно загудели: Мундштуков — толстяк и бегает крайне неловко. - А теперь, ребята, небольшое огорчение. Темп роте рядовой Муштаков будет задавать на моём мотоцикле. Вам всё ясно? 1 ...Ну, а затем стрельбы. Командир роты, увидев нулевые результаты стрельбы из автомата одного из солдат, изменился в лице. расстроился и солдат. Даже с обидой произнёс: - Товарищ старший лейтенант, от таких результатов я готов застрелиться! - Застрелиться, говорите? Интересно, с какого раза вы попадёте в себя? 2. ...И снова: "Рота, твёрже шаг! Раз, два, три... раз, два, три! Рота, стой! Сценка - Рядовой Гордеев, с чего вы начинаете чистить автомат? - Первым делом я проверю номер автомата. - Зачем это? - Чтобы убедиться, что это мой автомат, а не чужой". 1. ...Да, именно так было поначалу. Но постепенно привыкают, становятся серьёзнее, собраннее. 2. Ну, вот и подходит к концу наш праздник. 1. Эх, жаль, что нам ещё не один год придётся учиться военному делу! 2. Ничего, ничего, время летит быстро. Не переживай! А защита Родины и сегодня в надёжных руках наших отцов, братьев и старших товарищей. 1. А тем, кого Родина призывает сегодня на ратную службу, предлагаю посвятить хорошую песню. Что ты на это скажешь? 2. Скажу: "Слушаюсь! Так точно!" Песня 1 Под солнечным небом, Под тёплым дождём, Под снежною вьюгой звенящей Вы служите, ребята, мы вас подождём, Только письма пишите нам чаще! 2 Вас в армейские части Развезут поезда, И не раз среди ночи Поднимет тревога... Будет вас не хватать нам всегда, Но год — не так уж и много! 1 Вспоминайте почаще родительский дом. Нелегка, но почётна работа солдата... Вы служите, ребята, — мы вас подождём, Только воинский долг выполняйте вы свято! - До свидания! - До новых встреч!
|